Перспективы вступления Кыргызстана в Совбез ООН
Внешнеполитический курс на вступление в число непостоянных членов Совета Безопасности ООН (СБ ООН), избранный руководством Кыргызской Республики, сигнализирует о намерении постепенно повышать значимость государства в международно-политической системе. С учетом растущего значения Центральной Азии в мировой политике как региона соприкосновения множества влиятельных акторов выдвижение Кыргызстана в качестве кандидата в Совбез ООН отражает стремление стран ЦА к более активному участию в глобальных политических процессах. Эта инициатива демонстрирует готовность региона работать над поддержанием мировой стабильности и, в перспективе, участвовать в разработке соответствующих механизмов. Одновременно она указывает на нацеленность Центральной Азии на расширение международных связей и укрепление собственного внешнеполитического присутствия.

Институт непостоянных членов, смежная с СБ ООН структура, предоставляет каждому признанному государству широкий инструментарий как для улучшения образа и имиджа в глазах мировой общественности, так и для выстраивания широких, разветвленных треков внешнеполитического взаимодействия с другими государствами. Избираемые Генеральной Ассамблеей ООН (ГА ООН) сроком на два года по ротационной системе, непостоянные члены Совбеза обладают правом обсуждать ключевые вопросы международной повестки, возможностью защищать собственные интересы с трибуны ГА ООН, а также предлагать своё видение всемирно значимых событий и собственные пути решения кризисных ситуаций.
Ротационный принцип избрания позволяет практически каждому государству – члену ООН (кроме России, Китая, США, Франции и Великобритании – постоянных членов СБ ООН) воспользоваться шансом реализации собственных внешнеполитических инициатив. Тогда как принцип равномерного географического распределения уравнивает эти возможности, сохраняя разнообразие и равные шансы разных регионов участвовать в принятии глобальных решений. В этом отношении институт непостоянных членов Совбеза ООН можно воспринимать как сравнительно справедливый формат многостороннего взаимодействия, не делающий акцент и не отдающий приоритет какому-либо конкретному региону.
Кыргызстан, выдвинутый в качестве представителя не только собственных интересов, но и интересов Центральной Азии, получает более широкие возможности решения вопросов, связанных со сферой устойчивого развития, сохранения и поддержания гармонии и безопасности в регионе — к примеру, через укрепление механизмов быстрого реагирования на трансграничные вызовы. Здесь же нивелирование последствий климатических перемен и др. В перспективе вполне можно ожидать и появления расширенного инструментария для интенсификации транспортно-логистического и инвестиционного взаимодействия – как в рамках ЦА, так и на международном уровне.
Дастан Токольдошев