Садыр Жапаров анонсировал создание Следственного комитета и запретил ГКНБ вмешиваться в экономику
Президент Кыргызстана Садыр Жапаров в интервью агентству «Кабар» озвучил планы по масштабной реформе силового блока страны. Глава государства заявил о намерении вернуть спецслужбам их изначальные функции и создать независимый следственный орган.
Садыр Жапаров признал, что авторитет Государственного комитета национальной безопасности (ГКНБ) в последнее время пошатнулся. По его словам, он неоднократно предупреждал руководство ведомства о недопустимости поведения сотрудников, которые «показывают свои удостоверения даже в киосках».
Президент подчеркнул, что ГКНБ должен стать настоящей спецслужбой, подобной советскому КГБ: закрытой, профессиональной и сосредоточенной на разведке, контрразведке, защите конституционного строя и борьбе с терроризмом.
«В экономику они вмешиваться не будут. Никто не должен знать, чем именно занимается ГКНБ и кто является его сотрудником», — заявил Жапаров.
Глава государства также раскритиковал вовлечение чекистов в непрофильные дела — от контроля цен на мясо до борьбы с притонами, отметив, что это задачи МВД.
Следственный комитет: защита от «подстав»
Ключевым элементом реформы станет создание нового органа — Следственного комитета, который будет подчиняться напрямую президенту. Основные функции следствия перейдут именно туда.
Садыр Жапаров объяснил необходимость такого шага защитой граждан от произвола. По его словам, сейчас в МВД и ГКНБ оперативники и следователи подчиняются одному начальнику, что создает условия для фабрикации дел по приказу сверху.
«Следственный комитет не примет «сырые» или сфабрикованные дела, принесенные оперативниками или министрами. Уголовные дела возбуждаться не будут. Только так мы сможем обеспечить соблюдение прав человека если не на 100%, то на 95%», — пояснил президент.
Реализация масштабных изменений начнется в 2027 году, после проведения саммита ШОС и Всемирных игр кочевников. В ближайшее время будут подготовлены соответствующие указы и законопроекты для внесения в Жогорку Кенеш. За Генеральной и военной прокуратурами сохранятся функции надзора за законностью.